СРЕДНИЙ ПЛАТОНИЗМ


СРЕДНИЙ ПЛАТОНИЗМ
    СРЕДНИЙ ПЛАТОНИЗМ, условно выделяемый в истории античного платонизма хронологический период после закрытия платоновской Академии в Афинах в 88 до н. э. (см. также Филон из Ларисы) и до Плотина (хотя еще ученики Плотина Амелий и Порфирий сохраняют ряд среднеплатони-ческих установок). В доктринальном плане переход от Среднего платонизма к неоплатонизму означал жесткое противопоставление сферы бытия вышебытийному началу - первому богу, единому, или благу; а в пределах ума-бытия - тождество демиурга платоновского «Тимея» и ума, в пределах которого помещается образец-парадигма).
    По основной философской установке Средний платонизм противопоставлен предшествующему скептическому периоду как догматизм (начиная с Антиоха Аскалонского), институционально не связанный с Академией, и развивающийся в ряде центров (Александрия, Рим, Афины, Херонея, Смирна, Апамея).
    Начиная с Евдора Александрийского платонизм возвращается к свойственной Платону и Древней Академии пифагорейской ориентации (ср. также Трасилла, издателя известного нам корпуса платоновских сочинений, Плутарха Херонейского, Модерата, Никомаха из Герасы, Нумения Апамейского), в пределах которой развивается сакрализация образа Платона (Апулей) и его текстов (прежде всего - «Тимея» - у Евдора Александрийского, Плутарха Херонейского, Теона Смирнского; и «Парменида» - вероятно, уже у Модерата; ср. также «Второе Письмо», представляющее собой, скорее всего, пифагорейскую подделку).
    В отношении к другим школам Средний платонизм обнаруживает разные тенденции: антиаристотелевская (Евдор, Лукий, Никострат, Аттик) сопровождается стремлением вместить аристотелизм в качестве пропедевтики (прежде всего логической) платоновского учения, что ярко проявилось у Алкиноя, для которого также характерна - вопреки резкому антистоицизму Плутарха Херонейского - стоическая ангажированность (ср. также Анонимный Комментарий к платоновскому «Теэтету»), в связи с чем вообще говорится об эклектическом характере платонизма этого периода.
    Популярный платонизм, развивающийся во 2 в. н. э. (Апулей, Максим Тирский), имеет в качестве основы две школьные тенденции: составление учебников платонизма (Апулей, Алкиной) и комментирование текстов Платона (Альбин, Анонимный комментарий к платоновскому «Теэтету», ср. также Кальвена Тавра, Аттика, Гарпократиона из Аргоса; вариант школьного догматического платонизма как базы медицинской теории дает Гален).
    Антихристианская тенденция Среднего платонизма (Цельс, который, по слову Оригена, ἐν πολλοῖς πλατωνίζειν θέλει - С. Cels. IV 83, ср. тж! Порфирий) сопровождается, с одной стороны, стремлением объединить Платона и Моисея (Нумений), с другой, - противопоставить христианству собственный богооткровенный текст («Халдейские оракулы»; изданные Порфирием «Эннеады» Плотина, открывающего неоплатонизм).
    Но уже в самом начале эпохи Среднего платонизма мы находим фигуру Филона Александрийского, продемонстрировавшего возможный путь принципиального расширения базы опорных текстов платонического философствования и нашедшего широкий отклик в христианском богословии.
    На перепутьях указанных тенденций платонизм этого периода постепенно обретает те качества, которые позволили ему остаться единственной школой, пережившей смерть язычества, сумевшей сохранить и реально приумножить духовные богатства античной философии, обеспечив ей преемственность в христианстве Византии и Запада, а также в мусульманской философии.
    Источники: Baltes M, Dörrie H. (hrsg.). Der Piatonismus in der Antike. Grundlagen -System - Entwicklung. Sammlung, Edition, Übersetzung und Kommentierung aller zum Piatonismus - besonders der Periode 80 v. Chr. - 300 n. Chr. Einschlagigen Texte. Übergreifende Darstellung. Bd. VI 1-2. Stuttg.; Bad Cannstatt, 1987-2002-.
    Лит.: WittR. E. Albinus and the History of Middle Platonism. Camb., 1937; ENTRETIENS 3. Recherche sur la Tradition Platonicienne. Sept Exposés. Vandoeuvres-Genève, 12-20 août 1955. Vandv.; Gen., 1955; Dörrie H. Die Frage nach dem Transzendenten im Mittelpiatonismus, -ENTRETIENS 5. Les Sources de Plotin. Dix Exposés et Discussions, 21-29 août 1957. Vandv.; Gen., 1960, p. 191-242; Idem. Platonica minora. Münch., 1976; Krämer H. J. Piatonismus und hellenistische Philosophie. В.; Ν. Υ., 1971; Dillon J. The Middle Platonists: A Study of Platonism 80 B.C. to A.D. 220. L., 1977 (19962); Zintzen C. (hrsg.). Der Mittelplatonismus. Darmst, \9S\;Lilla S. Introduzione al medio platonismo. R., 1993; Шичалин Ю. А. К вопросу о платонической традиции (рец. на книгу H. J. Krämer. Piatonismus und hellenistische Philosophie), - ВДИ, 1981, 3, с. 190-194; Он лее. История античного платонизма в институциональном аспекте. М., 2004, с. 246-260.
    Библ.: Deitz L. Platonisme antérieur à Plotin, - ANRWII 36, 1, 1987, p. 124-128.
    Ю. A. ШИЧАЛИН

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция. . 2008.

Смотреть что такое "СРЕДНИЙ ПЛАТОНИЗМ" в других словарях:

  • СРЕДНИЙ ПЛАТОНИЗМ —         этап эволюции антич. платонизма (80 дон. э. 220 н. э.), порвавшего со скептицизмом Новой Академии и начиная с Антиоха Аска лонского стремившегося восстановить учение Платона и Древней Академии. Пафос подчёркнутой традиционности наряду с… …   Философская энциклопедия

  • Средний платонизм — (Четвертая Академия)  условное название периода развития философии Платона после закрытия исторической Платоновской Академии (87 г. до н. э.) и до распространения неоплатонизма в III веке. Характеризуется «эклектическим»… …   Википедия

  • СРЕДНИЙ ПЛАТОНИЗМ — этап в развитии античного платонизма (1 в. до н. э. нач. 3 в.), характеризовавшийся отказом от скептицизма Новой Академии платоновской и стремлением восстановить учение Платона и Древней Академии в первоначальной чистоте. Главные представители:… …   Большой Энциклопедический словарь

  • средний платонизм — этап в развитии античного платонизма (I в. до н. э.  начало III в.), характеризовавшийся отказом от скептицизма Новой Академии платоновской и стремлением восстановить учение Платона и Древней Академии в первоначальной чистоте. Главные… …   Энциклопедический словарь

  • Средний Платонизм — Направление позднеантичной философии I в. до н.э. начала III в. н.э. Источник: Религиозный словарь …   Религиозные термины

  • ПЛАТОНИЗМ — 1) в узком смысле направление позднеантич. философии 1 в. до н.э. нач. 3 в. н.э.; более точное его обозначение в современной литературе средний П. в отличие от неоплатонизма; 2) в широком смысле всякое филос. направление, опирающееся на учение… …   Философская энциклопедия

  • ПЛАТОНИЗМ —     ПЛАТОНИЗМ, общий термин для обозначения традиций, связанных с восприятием и интерпретацией философии Платона. Последователи Платона получили в Античности наименование «платоников» (οἱ Πλατωνικοί), следование его философии «философствованием… …   Античная философия

  • ПЛАТОНИЗМ — в широком смысле идеалистические течения в философии, находящиеся под влиянием Платона (прежде всего его учения об идеях). В более узком смысле направление в древнегреческой философии с 4 в. до н. э. (см. Академия платоновская, Средний платонизм) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Платонизм — Статья по тематике Древнегреческая философия Предфилософская традиция (VIII VII вв. до н. э.) …   Википедия

  • платонизм — а; м. 1. Идеалистическое направление в философии, развивающее идеи древнегреческого философа Платона (427 347 гг. до н.э.) о вечных и умопостигаемых прообразах изменчивых и проходящих вещей, которые суть лишь отражение и подобие прообразов ( идей …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.